Глубина резкости

Глубина резкости – фактор, с помощью которого фотограф может управлять вниманием зрителя, придавая своим фотографиям не только реализм, но и художественную ценность. Именно глубина резкости позволяет фотографу подчеркнуть главный объект съемки и скрыть второстепенные.

Малая глубина резкости используется при портретной съемке и макросъемке. Она позволяет четко выделить на снимке основной объект, сделав фон или второстепенные детали снимка нерезкими.

Съемка пейзажей и репортажная съемка, напротив, требуют большой глубины резкости, такой, чтобы все предметы, попавшие в кадр, были максимально четкими.


Художественная фотография и выразительные портреты с размытым фоном (который называют французским словом «боке») были бы невозможны без возможности изменять глубину резкости.

Глубина резкости — это не абстрактное понятие, а конкретная величина, для вычисления которой существуют четкие формулы. Более строго глубину резкости принято называть «глубина резко изображаемого пространства», или, сокращенно, ГРИП.

ГРИП – это диапазон расстояний, при попадании в который предметы будут резкими на результирующем снимке. Нужно понимать, что в ГРИП могут попасть как предметы, находящиеся перед объектом съемки, так и предметы, находящиеся за ним.

Формулы позволяют вычислить ГРИП как разницу между границами резко изображаемого пространства, которые рассчитываются так:

 где
Rп — передняя граница резко изображаемого пространства;
Rз — задняя граница резко изображаемого пространства;
R — расстояние до объекта съемки, на который фокусируется камера;
f — главное фокусное расстояние объектива (абсолютное);
K — диафрагменное число;
Z — допустимый кружок рассеяния (этот параметр зависит от размера светочувствительного элемента).

Естественно, что малокто будет рассчитывать глубину резкости для каждого снимка, используя формулы. Тем более что многие модели фотоаппаратов позволяют автоматически рассчитать глубину резкости для каждого снимка. Но формулы позволяют понять, от чего зависит глубина резкости и каким образом фотограф может изменить ее.

Таким образом, глубина резкости зависит от величины диафрагмы, расстояния до объекта и размера светочувствительного элемента (кадра пленки или матрицы цифрового фотоаппарата).

Вопрос о зависимости или независимости глубины резкости от фокусного расстояния объектива до сих пор относится к дискуссионным.

Сторонники «независимой» теории исходят из принципа, что при прочих равных условиях глубина резкости не зависит от фокусного расстояния до объектива и полностью определяется диафрагмой и расстоянием до объекта съемки. Эта теория базируется на книге Г. Мерклингера.

Их оппоненты утверждают, что, как и следует из приведенных выше формул, глубина зависит от фокусного расстояния объектива. Из этого утверждения следует, что ГРИП при съемке с телеобъективом будет меньшим, чем ГРИП при съемке широкоугольником.

Насколько важны эти тонкости для фотографа-практика, тоже спорно. Скорее всего, самый быстрый путь к желаемому результату, то есть к хорошим снимкам, лежит в области экспериментов с возможностями собственной камеры, а не в области теоретических изысканий.

На практике увеличить глубину резкости можно при помощи:

— уменьшения диафрагмы. Хотя в цифровом значении это будет выглядеть, как увеличение. Так, диафрагма 8,0 дает значительно большую глубину резкости, чем диафрагма 2,8;
— увеличения расстояния до объекта съемки;
— уменьшения размера матрицы, но этот параметр пользователь изменить не может :).

Соответственно увеличение диафрагмы (уменьшение ее числового значения), увеличение размера матрицы и уменьшение расстояния до объекта съемки приведут к уменьшению глубины резкости.

Переход от теории к практике может вызвать некоторые сложности у начинающего фотолюбителя. Особенно тяжело приходится новоиспеченным владельцам цифровых компактов высшей ценовой категории. Недоумение фотографа «Ну как же так, я все делаю правильно, диафрагма открыта по максимуму, а фон не смазывается» вполне понятно и закономерно.

А все дело в том, что начинающий фотограф забывает о такой составляющей глубины резкости, как размер матрицы, который даже у самых дорогих моделей компактных фотоаппаратов чаще всего составляет от 3,4х4,5 мм до 6,6х8,8 мм (хотя есть и исключения), в то время как в зеркальных камерах начального уровня устанавливаются матрицы 23,6×15,8 мм (nikon d90), а в профессиональных зеркалках — 36×24 мм (nikon d700). Именно по этой причине большинство компактов не позволяет достичь глубины резкости, сравнимой с глубиной резкости зеркальных фотоаппаратов.

Конечно, можно попробовать увеличить диафрагму, подойти к объекту съемки поближе или постараться отодвинуть объект от фона (если это возможно). Но если желаемого результата не получается, вовсе не обязательно идти и покупать зеркалку. Красивое боке можно за считанные минуты получить в графическом редакторе.

Удачных Вам снимков!

Читайте также:

комментария 3

  1. О формуле не знал (вынос мозга), а эффект Боке использую с удовольствием.

  1. 27/11/2011

    […] обязательно научиться пользоваться. Я уже писал о глубине резкости ранее, […]

  2. 27/11/2011

    […] Прикрепив к держателю тридцатидвухдюймовый мультидиск, белая сторона рефлектора должна отражать солнечный свет на лицо человека, поскольку оно находится в тени. На фотоаппарате (в данном случае мы снимали на камере Olympus E-1, жаль что не Nikon) нужно установить следующие настройки: 1. При выборе режима экспозиции используйте Manual. 2. Для режима фокусировки примените MF. 3. Настройте на самое маленькое значение – 100 – светочувствительность ISO. 4. Установите разрешение на TIFF. 5. И в завершение настройте параметр «баланс белого» на дневной свет (соответствует 5500К). Значение выдержки установите на 1/500 сек. для компенсирования экспозиции (это определяется исходя из оценки уровня освещения на ЖК-дисплее), диафрагмы — f/3,5 для небольшой глубины резкости. […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *