HDR: три весёлых буквы

Прежде, чем мы начнем описание технологии HDR, хотелось бы отметить: то, что сегодня называют истинным HDR, можно получить лишь на профессиональной специализированной камере, для которой HDR-режим будет основным рабочим.

Все приемы, описываемые нами для обычных аналоговых цифровых камер, касаются создания снимков, приближенных к HDR (псевдо-HDR) со скидкой на имеющийся динамический диапазон обыкновенной фотокамеры.

Сегодня, когда мир уже, казалось бы, опробовал все жанры и методики фотографии, на первый план выступают всевозможные экзотические фотоприемы. Самым уважаемым и распространенным среди них является HDR, создание которого считается трудоемким и сложным процессом. Но результат зачастую превосходит все ожидания: яркие, высококонтрастные снимки с нарочито подчеркнутым переходом «свет-тень», немного напоминающим съемки при кинематографическом освещении или скриншот из компьютерной игры.


Однако искусственность – не обязательный отличительный признак HDR, хотя именно из-за этой черты многие его не приемлют. А зря, ведь с помощью этого приема можно получить великолепные естественные кадры.

Но все эти слова остаются только словами, если не привести понятный даже начинающему пример. Вы когда-нибудь сталкивались с тем, что при съемке в солнечный день ярко-голубое «в натуре» небо на фотографии становится кипельно-белым? Или, напротив, выступает на снимке во всем своем великолепии, а вот объекты, запечатленные на его фоне, но расположенные в тени, получаются невыразительными и темными? Это происходит как раз по той причине, что фотокамера не способна одновременно обеспечить правильную экспозицию настолько по-разному экспонированных объектов.

Однако прежде, чем вы разочарованно отложите любимый фотоаппарат, необходимо знать, что есть возможность бороться с этой напастью. Однако сначала стоит определиться с терминологией. Во-первых, вам необходимо знать, что HDR – это не тип изображения, а обозначение явления, известного как высокий динамический диапазон (High Dynamic Range). А изображение, получаемое при условии соблюдения HDR, называется HDRI.

Собственно, динамический диапазон, если говорить максимально просто, – это соотношение значения яркости минимально освещенных участков фотографии к максимально освещенным. Измеряется он в единицах экспозиции (EV). При этом любимые начинающими фотографами форматы JPEG и TIFF, являющиеся соответственно 8- и 16-битными, относятся к низкому динамическому диапазону, то есть характеризуются невысоким количеством EV (например, для JPG динамический диапазон составляет 11,7 EV, из которых реально доступно не более 9). Форматы же, которые используются для создания HDRI, например, 32-битный Radiance HDR отличаются динамическим диапазоном 256 EV и т.п. Кроме него для HDR подходят форматы Microsoft HD Photo, Open EXR, RAW и Photoshop Document.

Но как же бороться с явлением, которое мы описали в начале статьи? Существует два пути, первый из которых всецело зависит от разработчиков фототехники. Пока они не научатся значительно увеличивать динамический диапазон камеры, не сопровождая этот процесс снижением качества снимка по другим параметрам, серьезного прорыва и получения шедевров путем нажатия одной кнопки не будет.

Второй же путь подталкивает нас к мысли, что все в наших руках. На самом деле можно получить изображение, на котором все объекты будут точно экспонированы. Однако для этого придется снять несколько фотографий, каждая из которых будет настроена с точки зрения экспозиции на новый объект. После этого изображения совмещаются с помощью графического редактора, и на выходе получается то, что и называют HDRI, или просто HDR.


Так что же необходимо сделать, чтобы снять нужные кадры? Существует два способа, первый из которых более трудоемкий, но он же и более результативный. Но не стоит думать, что, пользуясь второй схемой, вы заранее обречены на неудачу. Стоит просто попробовать обе и решить, какая для вас более приемлема.

Алгоритм первый:
— на камере выставляется режим приоритета диафрагмы и необходимое диафрагменное значение;
— режим экспозамера осуществляется по минимально возможному участку (причем он может быть как частичным или точечным, так и центральновзвешенным);
— отмечается экспозиция для самого темного и самого светлого участка кадра;
— снимаем со штатива в ручном режиме с выставленным замеренным в самом начале значением диафрагмы. Выдержка при этом поднимается в произвольном порядке между наибольшим и наименьшим значением. При этом для JPG разница между ними составит максимум 2 ступени, а для RAW – 3.

Алгоритм второй:
— используем матричный замер экспозиции. Для этого выбирается «вилка» предполагаемых значений;
— съемка производится в режиме непрерывной фотосессии;
— экспозиция фиксируется по центру кадра, который не должен быть пересвечен или очень затемнен;
— осуществляется предварительное кадрирование, после чего со штатива снимается 3 кадра.
Таким образом, в обоих случаях мы получаем заготовки, которые позже обработаем с помощью графического редактора, к примеру, Adobe Photoshop. Однако о программной обработке фотографий с целью придания им эффекта HDR поговорим в следующем уроке.

Читайте также:

комментария 3

  1. Denis Pashuk:

    Супер, очень хочется подробностей пост-обработки

  2. Exe2k:

    камера 2 дня ток…но пытался сделать освещение сбоку.. рядом с объектом съемки расположил лист А4, на который направил луч из точечного ультра-яркого фонарика… вроде получилось неплохо))) фонарики рулят)

  1. 05/04/2010

    […] This post was mentioned on Twitter by Sergey Pervushin. Sergey Pervushin said: HDR: три весёлых буквы: Прежде, чем мы начнем описание технологии HDR, хотелось бы отметить… http://goo.gl/fb/QNqgo […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *