Кинематографический эффект освещения портрета

Для многих понятие хорошей фотографии приравнивается к четкому, яркому и сочному изображению. Если кого-нибудь спросить, как сделать такую фотографию, как правильно подобрать свет, то обыватель ответит: «Для улицы главное, чтобы в объектив фотоаппарата не попадало солнце, а если Вы снимаете в помещении – включите все возможные средства освещения – света много не бывает». Как много заблуждений в этом ответе!

Сейчас мы попытаемся опровергнуть эти суждения, и покажем, как создать красивую и хорошо освещенную фотографию.

Важность света при создании фотографии сравнима разве что с важностью освещения на киносъемочной площадке. Операторы должны вне зависимости от погоды и активности солнца уметь так подобрать освещение, чтобы качественно передать насыщенность фильма, его настроение и глубину. А это требует немалых затрат времени и, конечно же, денежных средств.

Для достижения желаемого результата при съемках используют большие генераторы света, чтобы создать эффект солнечного дня, а с помощью огромных рефлекторов и отражателей контролируют качество света, обращенного на сцену или объект. Ведь из-за неправильного направления света можно погубить всю композицию и создаваемый результат совсем не порадует, не говоря уже об экономических затратах.

Очевидно, что такой уровень создания изображений при киносъемке может показаться Вам чересчур сложным, но Вы не должны забывать, что освещение играет центральную роль в кинематографе, а это значит, что световые приемы приемлемы и при создании фотографии для воплощения аналогичных эффектов. Важно понимать, что солнце – бесплатный источник света и поэтому его необходимо использовать по максимуму. Рассматриваемые вопросы:
* Предварительная расстановка осветительного оборудования справа
* Освещение спереди и контровой свет
* Освещение для фотографии крупным планом
* Освещение для снимка в полный рост Используемое оборудование:
* Цифровая зеркальная фотокамера Olympus E-1
* Объектив Olympus ZUIKO DIGITAL 14-54 мм F2.8-3.5
* Карта памяти CompactFlash Olympus 1GB
* Держатель отражателя
* Отражающая панель 39×72″ (цвет белый/золотистый)
* Комплект с отражающей панелью
* 2 осветительные стойки
* Комплект с отражающими мультидисками

Рассмотрим основные принципы работы для создания фотографий с использованием света. Многое зависит от объекта съемки, характера света, направления света и близости объекта перед камерой.

Создание портрета крупным планом

Для создания фотографии объекта крупным планом необходимо выбрать вариант освещения. Здесь возможны два варианта: человек стоит напротив солнца или человек стоит спиной к солнцу.

Рассмотрим первый вариант. При нахождении человека в положении напротив солнца нужно будет для отражения солнечного света, падающего на лицо, использовать прозрачный фон мультидиска. Этот вариант не стоит сбрасывать с позиций, но гораздо интереснее для нас будет проследить процесс создания фотографии во втором варианте.

Когда человек стоит спиной к солнцу получается, что лицо темное и, казалось бы, фотография загублена. Но нет таких сложностей, которые нельзя было бы преодолеть. Здесь необходимо отделить фигуру человека от заднего фона. Для этого нужно вокруг него создать так называемый эффект «обрамления».

Прикрепив к держателю тридцатидвухдюймовый мультидиск, белая сторона рефлектора должна отражать солнечный свет на лицо человека, поскольку оно находится в тени. На фотоаппарате (в данном случае мы снимали на камере Olympus E-1, жаль что не Nikon) нужно установить следующие настройки: 1. При выборе режима экспозиции используйте Manual. 2. Для режима фокусировки примените MF. 3. Настройте на самое маленькое значение – 100 – светочувствительность ISO. 4. Установите разрешение на TIFF. 5. И в завершение настройте параметр «баланс белого» на дневной свет (соответствует 5500К). Значение выдержки установите на 1/500 сек. для компенсирования экспозиции (это определяется исходя из оценки уровня освещения на ЖК-дисплее), диафрагмы — f/3,5 для небольшой глубины резкости.

Чаще всего предварительно регулируют диафрагменное число, а уже после этого используется встроенная вспышка для того, чтобы оценить необходимую выдержку. Позже делают снимок для просмотра уровня экспозиции. С опытом приходит понимание того, что уровень освещения на мониторе компьютера и экране фотоаппарата отличаются, и со временем Вы сможете умело выбирать экспозицию для сведения к минимуму нужды использовать брекетинг экспозиции или экспозамер.

При использовании всех этих рекомендаций Вы получите очень даже динамичный портрет. Естественное освещение – солнечный свет – создаст отделение от заднего фона, подсветит плечи и волосы. За общее хорошее освещение будет отвечать рассеиватель, который отразит на лицо свет.

Рассеиватель также создаст нейтральный тон, и его белая сторона отлично подойдет для того, чтобы отразить мягкий свет в тени. Для создания теплого оттенка на коже используем золотистую сторону – натянем специальную насадку на отражатель и прикрепим его заново к держателю.Теперь нужно отрегулировать отражение на лицо человека. Для того, чтобы увидеть полученный эффект необходимо сделать несколько фотографий.

Отметим, что свет отражателя сделал свое дело – лицо человека стало теплее. Благодаря золотистой стороне мультидиска изображение получилось более контрастным. Появляется впечатление, что светит не только солнце со спины, но и на лицо каким-то образом попадают теплые лучи.

Создание портрета в полный рост

Создание портрета в полный рост – совсем другая задача. При создании такого портрета необходимо учитывать, что тридцатидвухдюймовый рассеиватель не может осветить всю фигуру человека, он просто-напросто на это не способен. Часть тела человека останется в тени, а часть будет освещена. Но этой проблемы можно избежать.

Выход – использование световой панели, причем она должна быть не меньше, чем рост человека, которого фотографируют. По своей сути, световая панель мало чем отличается от отражателя. В панелях используется точно такая же ткань, ее габариты составляют около 180 на 90 см. Для начала для световой панели мы установим рамку, потом прикрепим ткань, обязательно двухстороннюю. Цвет ее должен быть белым или мягко-золотистым. Световую панель установим на стойку. Для оптимизации отражения нужно немножко наклонить нашу рамку и зафиксировать ее зажимами. После проделанной работы сделаем очередную серию фотографий.

Цель достигнута – на снимках освещение получилось абсолютно ровное, в тени не находится ни одна часть тела человека. Фотографии настолько хорошо освещены, что просматривается даже текстура ткани одежды. Качество созданного снимка неоспоримо. Световая панель настолько хорошо исполнила свою роль, что нет ощущения искусственности – создается впечатление, что вся фигура человека естественно освещена.

Теперь попробуем, как и в случае портретной фотографии сделать мягкий золотистый оттенок. Для этого мы перевернем панель на золотистую сторону. Очевидно, что более теплый и яркий оттенок на фотографии создаст золотистая сторона. Это придаст совсем другое впечатление от снимка.

Сделав несколько фотографий не меняя прежних настроек фотоаппарата, мы увидели отличный кинематографический эффект, полученный при использовании только световой панели и солнечного света. Освещение получилось драматическим и прекрасно сочеталось с контрастом заднего фона. Если задуматься – мы получили тот эффект, который порой хотят передать на киносъемочных площадках, затрачивая на это много средств, времени и людей. Поэтому правильные настройки камеры, грамотное использование света – залог интересных, сочных и ярких фотографий.

Экспериментируйте, ведь солнце – главный ваш помощник. Попробуйте во время заката не изменяя настроек фотоаппарата и наклона световой панели сделать еще несколько фотографий и результат превзойдет ваши ожидания, Вы поймете, что для фотографа главное не финансовые затраты на создание уникального кадра, а грамотное использование света и настроек фотоаппарата.

Сравнение полученных результатов

При сравнении полученных результатов мы убедились сами и постарались убедить Вас, что нет одного «верного» стандарта при работе с освещением при получении снимков.

Помните, что профессионалы тоже когда-то начинали любителями, и только упорство в достижении цели помогло им стать высококвалифицированными мастерами своего искусства.

Читайте также:

комментария 2

  1. Всё бы хорошо, но искать камеру, дающую выдержку 1/2000 с (да еще и умудряющуюся синхронизироваться со вспышкой на таких выдержках!), совершенно ни к чему. 

  1. 05/04/2010

    […] This post was mentioned on Twitter by Sergey Pervushin. Sergey Pervushin said: RT @pervushin_com Статья о фото — кинематографический эффект освещения портрета http://bit.ly/byqe9Z […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *