Работа с софтбоксами: Часть 1

Перед тем, как купить новую камеру, Вы, скорее всего, захотите узнать о том, на что ваша камера способна.

«Будет ли изображение, полученное с помощью этой камеры, хорошего качества?». «Смогу ли я получить изображение таким, как я его вижу?». «Смогу ли я сделать качественные снимки изображений, полученных этой камерой?». Все это достаточно важные вопросы, на которые нужно в первую очередь получить ответы.

Но есть один важный секрет для получения действительно качественных фотографий, который многие люди упускают из виду — свет.

Возможно, Вы – счастливый обладатель самой дорогой камеры в мире, но без понимания основных моментов правильной постановки света, Вы, скорее всего, будете разочарованы несоответствием ожидаемого качества изображения и полученного результата.

Однако, если у Вас есть хорошие функции для передачи освещения и Вы владеете техникой их использования, можно создать потрясающие изображения с помощью камеры с самыми скромными возможностями.

В этом уроке Вы получите объяснение, почему профессиональные фотографы используют те или иные софтбоксы, какая разница между софтбоксами разных размеров и как их использовать наиболее эффективно. Ранее этот урок был опубликован у меня в блоге, но я решил окончательно переехать сюда, поэтому старый блог не указываю, а все уроки перекину сюда.

Как использовать свет при съемке

Изучая природу света, Вы обнаружите, что, чем больше источник света, тем мягче свет. Соответственно, небольшой источник света дает более «жесткий», более контрастный свет.

К примеру, мы сделали фотографии бильярдного шара со светоотражающей поверхностью, используя несколько разных источников света. Во-первых, мы поставили два козла в углу небольшой комнаты и положили сверху лист из пеноматериала черного цвета размером 30×40 см. Затем мы установили цифровую камеру с объективом многократного увеличения на штатив, поместили бильярдный шар на лист пеноматериала и установили режим горизонтального снимка.Встроенная вспышка

Чтобы продемонстрировать, каким образом большинство людей производит съемку подобного объекта, мы установили программу (режим автоматической съемки), включили встроенную вспышку и сделали снимок (изображение 1 и 2).

Как видите, на этом снимке мало что можно разглядеть. Хотя общий снимок и получился слишком темным, но основная проблема со встроенными вспышками подобного типа состоит в том, что объект на снимке получается плоским. Под определением «плоский» мы имеем в виду то, что на снимке плохо просматриваются размеры и объемы объекта.

Так как вспышка – совсем небольшой источник света (чуть больше почтовой марки), она часто дает контрастный свет, и на снимке плохо просматриваются формы и детали объекта. На полученном снимке можно увидеть, что на поверхности шара осталось небольшое отражение вспышки, но остальная его часть — темное и бесформенное пятно.

Освещение бытовой лампой

Чтобы получить на снимке объемное изображение объекта, мы укрепили обычную настольную лампу на стуле и поместили ее с левой стороны от шара. Несмотря на то, что диаметр головы лампы составляет около 12,5 см (значительно больше, чем размеры встроенной вспышки), она все же представляет собой источник жесткого света.

Прежде чем сделать снимок, используя такую лампу, мы отключили встроенную вспышку. Затем установили баланс белого в положение Tungsten в соответствии с цветовой температурой от настольной лампы (2800 K) и сделали снимок (изображение 3 и 4).

Перемещая источник света в сторону от камеры и приближая к ней, почти всегда можно получить объемное изображение на снимке, поскольку благодаря свету появляются заметные освещенные места и тени. Тем не менее, даже если мы решили проблему плоского изображения, сейчас мы поговорим на тему, как с помощью освещения получить контрастное изображение.

Так как обычная лампа имеет около 12,5 см в диаметре, такой источник света создает «световое пятно» отражения с одной стороны объекта, и слишком темные тени с другой стороны.

Как работает софтбокс, и почему он был разработан для фотосъемки

Одна из главных задач фотографа и художника заключается в том, чтобы изучить природу света. Есть моменты, когда падает жесткий свет, который дает сильный контраст (прямой солнечный свет / вспышка), а в некоторых случаях свет мягкий и рассеянный (освещение в пасмурный день, дневной свет, падающий из окна).

Фотографы прошлых поколений заметили, что люди и большинство объектов выглядят лучше и естественней при мягком освещении. Научиться использовать это наблюдение для создания источника мягкого света оставалось лишь вопросом времени. Так появился софтбокс.

Софт-боксы были разработаны для того, чтобы смягчить жесткое освещение от небольших источников света (лампы, вспышки), чтобы снизить контраст изображения теней и «световых пятен». Как результат, эти модификаторы света помогают создать мягкое, естественное освещение для съемки как людей, так и объектов. Здесь Вы можете увидеть строение правильно сконструированного софтбокса (изображение 5).

Принцип работы софтбокса таков: свет от лампы отражается от серебряных внутренних стен, проходит через внутреннюю перегородку, а затем через передний экран для рассеивания света. Далее Вы убедитесь, что внутренняя перегородка позволяет получать мягкий и ровный свет.

Отражатель света

На этом этапе мы поместили софтбокс средних размеров (размер поверхности Переднего Экрана 24х32 см) в горизонтальном положении на расстоянии около 30 см от объекта — бильярдного шара — и для сравнения убрали Внутреннюю Перегородку и Передний Экран. Затем мы сделали некоторые изменения в настройках камеры для получения оптимального результата съемки.

Сначала мы установили режим ручного управления ЭКСПОЗИЦИЕЙ, резкость перевели в режим MF (Manual Focus — ручная фокусировка), установили минимально возможное ISO (80), разрешение TIFF, а также перевели баланс белого в соответствии с цветовой температурой Starlite Kit (3200 K).

Мы установили диафрагму f/8, чтобы получить объемное изображение, выдержку 1/40, навели резкость и сделали снимок (изображение 6 и 7).

Можно сделать вывод, что без переднего экрана и внутренних перегородок софтбокс служит большим отражателем жесткого света. Световое пятно на поверхности бильярдного шара – это не что иное, как луч света, который отражается от серебряной ткани на внутренних стенках софтбокса. Изображения света и тени, которую отбрасывает объект на снимке, все еще достаточно резкие или «жесткие».

Затем мы добавили в софтбокс только передний экран и сделали еще один снимок (изображение 8 и 9).

Теперь на снимке видна гораздо более рассеянная тень. Контраст был снижен, и свет, который отражается от внутренних стенок софтбокса и проходит через передний экран, получился гораздо мягче. Однако, если присмотреться внимательней, можно увидеть яркое световое пятно на поверхности бильярдного шара.

После того, как за передним экраном мы установим внутреннюю перегородку, объект съемки должен быть равномерно освещен, а свет, который проходит сквозь софтбокс и отражается на поверхности бильярдного шара, получиться мягким (изображение 10).

После того, как внутренняя перегородка была установлена, мы сделали еще один снимок (изображение 11 и 12).

В результате на полученном снимке видно, что на поверхности шара остался мягкий след от окошка источника света без ярких световых пятен. Контраст был снижен, и создается эффект того, что мягкий свет от софтбокса словно обволакивает объект, сохраняя при этом естественное ощущение реальности объекта.

Наибольшее преимущество такого типа освещения состоит в том, что бильярдный шар выглядит на снимке, как в реальности. Если поставить полученные снимки в ряд, можно увидеть разницу (изображение 13).

Как видно на снимках, софтбокс позволяет получить более естественный результат. Важно помнить, что эти правила постановки освещения применяется как к людям, так и к объектам.

Чем больше источник света, тем мягче освещение

Далее мы хотели показать, как размер источника света влияет на качество освещения объекта. Основное правило, которое здесь действует, звучит так: чем больше источник света (софтбокс), тем мягче получится освещение и более рассеянным будет свет.

К примеру, мы впервые установили софтбокс небольших размеров (размер переднего экрана 16х22 см) на расстоянии около 1,2 метра от бильярдного шара и сделали снимок (изображение 14 и 15).

На снимке видно, что на поверхности объекта осталось маленькое яркое пятно – отражение света от небольшого софтбокса.

Далее мы установили софтбокс средних размеров (размер поверхности переднего экрана 24х32 см) на расстоянии около 1,2 метра от бильярдного шара и сделали другой снимок (изображение 16 и 17).

На полученном снимке видно, что световое пятно-отражение крупнее, а след от тени на черном пеноматериале немного мягче и заметно меньше, чем на предыдущем снимке.

Наконец, мы установили софтбокс большого размера (размер поверхности переднего экрана 36х48 см) на расстоянии около 1,2 метра от бильярдного шара и сделали последний снимок для сравнения (изображение 18 и 19).

Световое пятно-отражение снова значительно крупнее и след от тени теперь даже мягче и короче.

Теперь можно вновь поместить снимки рядом, чтобы сравнить полученные результаты и увидеть различия (изображение 20).

Как видно, чем больше размер источника света, тем больше след-отражение и мягче свет. Однако есть еще одно правило, которое следует помнить, когда следишь за качеством света. Оно заключается в следующем:

Чем ближе источник света, тем больше его отражение

Многие полагают, что, если отодвинуть софтбокс дальше от объекта, свет получится мягче и более рассеянный. На самом деле, источник света становится меньше и, следовательно, выше контраст, тем самым нарушается основное правило использования софтбокса.

Используя софтбокс для съемки, важно помнить, чем на более близкое расстояние от объекта Вы его поместите, тем мягче будет освещение. Рассмотрим некоторые примеры.

В первом примере во время съемки был использован софтбокс небольших размеров, установленный на расстоянии 1,2 метра от бильярдного шара. Обратите внимание на размер светового пятна отражения на поверхности шара (изображение 21 и 22).

Теперь давайте посмотрим на результат съемки с использованием того же небольшого софтбокса, но на расстоянии около 30 см от бильярдного шара (изображение 23 и 24).

Как видно на снимках, световое пятно отражения значительно увеличилось в размерах. Оно намного больше, чем в первом примере, где софтбокс отодвинули от объекта на 1,2 метра. Н самом деле, размер светового пятна отражения в примере с использованием небольшого софтбокса даже несколько больше, чем в примере с софтбоксом больших размеров, который установили на расстоянии 1,2 метра от объекта!

Эффект обволакивания светом

Существует еще одно важное преимущество в пользу использования софтбоксов в качестве источников света. Оно состоит в том, что софтбокс позволяет получить эффект «обволакивания светом». Если софтбокс установлен близко по отношению к объекту, свет, проходящий через передний экран, получается настолько яркий, что он в буквальном смысле обволакивает объект съемки и тем самым сводит к минимуму возможность получить темные тени на противоположной стороне объекта.

То же самое происходит при свете солнца. Даже несмотря на то, что Солнце является огромным источником света, оно находится очень далеко и таким образом для всех объектов на земле оно становится относительно небольшим источником света. И как мы убедились ранее, мелкие источники света (а также источники света больших размеров, но находящиеся на далеком расстоянии) создают жесткий свет и сильный контраст.

Однако в пасмурный день, когда облачно, солнечные лучи проходят сквозь облака и свет рассеивается во все стороны, создавая мягкое, рассеянное освещение на земле (изображение 26).

Софтбокс в какой-то степени выполняет функцию облаков. И чем больше облако (или размеры софтбокса), тем мягче будет освещение. Чтобы проверить эту теорию в действии, рассмотрим несколько примеров различного освещения.

В первом примере был использован софтбокс небольших размеров, который установили на расстоянии 30 см от бильярдного шара. В следующем примере, мы заменили небольшой софтбокс таким же, но средних размеров и сделали еще один снимок (изображение 27 и 28).

Отметим, что, вдобавок к тому, что световое пятно-отражение на снимке выглядит больше, освещение получилось мягче, и след от тени за бильярдным шаром получился короче. Это снова результат использования эффекта обволакивания светом в действии.

В последнем примере мы заменили средний софтбокс большим по размерам и сделали финальный снимок (изображение 29 и 30).

На всех снимках видно, что на поверхности бильярдного шара с высокой отражательной способностью осталось достаточно большое световое пятно-отражение мягкого света, а тень имеет очень мягкие очертания и почти незаметна. И все эти снимки были получены и использованием одного источника света!

Теперь поместим снимки рядом и сравним результаты (изображение 31).

Из последних примеров видно, что каждый из софтбоксов был использован наиболее эффективно. Каждый из софтбоксов был размещен настолько близко к бильярдному шару, насколько это было возможно без установки рамок камеры, и каждый из них создавал в итоге мягкий свет, какой было максимально возможно создать с использованием того или иного софтбокса.

Хотя вкусы у разных фотографов различаются, большинство согласится с тем, что когда речь идет об осветительных приборах, тут действует правило, чем больше, тем лучше.

Итак, прежде чем тратить все свои средства на дорогостоящую технику, лучше потратить немного времени на изучение инструментов, которые действительно помогут получить фотографии, выделяющиеся на фоне других – это софтбоксы.

Читайте также:

комментария 3

  1. Fisachay:

    Большое спасибо)

  2. Елена:

    Вы пишете: Мы установили диафрагму f/8, чтобы получить объемное изображение
    Скажите, как диафрагменное число влияет на объем?

    • Alex...:

      Автор поста скорее хотел этим сказать, что выставив F/8 он усреднил глубину резкости по всему кадру, я надеюсь вы понимаете о чем я) просто он выразился по своему, а за пост автору спасибо очень познавательно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *