Сапер ошибается лишь однажды, или ошибки начинающих фотографов

Жизнь человеческая стремительна. Иногда очень жаль, что нельзя повторить тот или иной ее момент или хотя бы воскликнуть вслед за Фаустом Гете: «Остановись, мгновенье…». Именно поэтому большинство начинающих фотографов зачастую бывают горько разочарованы, просмотрев итог многочасовой съемки и обнаружив множество неудачных или испорченных фотографий. Вернуть же утраченные фотоминуты, увы, невозможно. Если вы хотите, чтобы на пленке или цифровом фотоснимке вашего авторства всегда был именно тот сюжет, что вы хотели снять, а не то, что получилось по воле капризного случая, постарайтесь освоить методику борьбы перечисленными ниже ошибками.

Сапер ошибается лишь однажды, или ошибки начинающих фотографов

Сапер ошибается лишь однажды, или ошибки начинающих фотографов

Завал горизонта. Происходит, пожалуй, чаще всего, однако с ним почти всегда можно попробовать побороться средствами Фотошопа. Для этого необходимо воспользоваться меню View – New Guide. Для выравнивания этим способом нужно лишь определить вертикальную или горизонтальную линию, которая послужит вехой. Однако не стоит использовать для этого линии, изначально находившиеся в некотором отклонении от данных осей снимка.

Завал горизонта

Завал горизонта

— Потеря информации засчет черных и белых пятен на фотоснимке – пересвет и недосвет. Чаще всего белым пятном на снимке смотрится небо, которое теряет все свои краски. Ночью же абсолютом белого цвета для фотоаппарата становятся фонари и хорошо освещенные фрагменты зданий. От подобных ошибок убережет съемка в формате RAW, которая позволит «вытянуть» даже вещь не лучшего качества.

Пересвет и недосвет

Пересвет и недосвет

Также можно попытаться воспользоваться средствами фотошопа, такими как Shadow|Highlight, однако есть вероятность погрузиться в иную крайность. В процессе нивелировки персвета/недосвета могут образоваться такие изъяны фотографии, как гало (ореол вокруг источников света и светлых предметов) и шумы (цветные «песчинки»). Конечно, Фотошоп при должной сноровке и применении функции Reduce noise удалит и их, только вот здесь уже недалеко до появления градиентов… Таким образом, процесс правки превращается в бесконечную историю.

Отсутствие резкости. Иногда нерезкость помогает фотографу, в частности, когда необходимо создать объемный снимок. Однако существует несколько правил, главное из которых гласит: то, что в центре внимания, не имеет права быть нерезким. В частности, если вы снимаете портрет, то фокусировать необходимо по глазам, а не по прочим выдающимся деталям организма объекта съемки. На фотопейзаже резким должен быть передний план. То, сколько конкретно объектов и какая их доля окажется в зоне резкости, зависит от выбора значения глубины резкости изображаемого пространства (ГРИП).

Отсутствие резкости

Отсутствие резкости

Чрезмерное увлечение функциями фотошопа также губительно для естественной красоты снимкаю конечно. Иногда хочется подправить несовершенства кожи модели размытием с помощью Blur или придать чуть смазанному фото резкости путем наложения Unsharp Mask, однако выглядит это очень искусственно и натянуто, сразу бросается в глаза работа над фото, которая с моей точки зрения должна быть скрытой от конечного зрителя.

проблемы физического характера, связанные с использованием оптики низкого качества. Это виньетирование (темная рамка по углам снимка), с которым можно справиться с помощью инструмента Фотошоп Lens Correction – Vignette или Luminosity, дисторсия – бочкообразное искажение прямых параллельных линий и хроматические аберрации – цветные полосы на стыках предметов. С использование графических редакторов для исправления этих «болезней» качество фотографии катастрофически падает. Поэтому лучше все же сменить объектив на более качественный.

Огрехи композиции (например, размещение линии горизонта, под которой нет особо привлекающих внимание объектов, посередине снимка). Типична для пейзажей и кадров из серии «здесь был Вася» на фоне красот природы и творений рук человеческих. Решается использованием функции Crop при удачном стечении обстоятельств или пересъемкой кадра в случае, когда крупные объекты фотосъемки чересчур приближены к границам снимка. Также лучше не включать в кадр параллельные его границам линии и обрезанные фигуры людей (за исключением крупного плана).

— Основной моветон в портрете – это вспышка в лицо. Она мгновенно сделает лицо неестественным и абсолютно плоским. Свет должен быть рассеянным, если под рукой нет профессиональных светорассеивателей, используйте лист белой бумаги или направьте вспышку в потолок.

И запомните самое главное правило художественной фотографии: если есть возможность не использовать какую-то функцию графического редактора, – не используйте ее. Возможно, обработанное и вылизанное до блеска фото получится нечеловечески красивым, только вот фотографией оно быть перестанет. И вместо авторской точки зрения, того самого «запечатленного мгновения», получится просто красивая картинка, какие миллиардами можно найти в сети Интернет.

Удачных Вам снимков!

Читайте также:

1 комментарий

  1. Тут поправочка. ТОЛЬКО вертикальные линии могут служить вешками и ориентиром горизонтальности. Потому что все горизонтальные лежат в перспективе и горизонтален лишь сам горизонт и параллельное ему относительно точки съемки. Это из практики видеосъемки, но думаю тут разница невелика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *