Светофильтр

В этой статье я хочу коротенько познакомить Вас со светофильтрами, их видами и особенностями использования.

Для начала давайте определимся с тем, что такое светофильтр и для чего он существует? «Это такое цветное стекло, которое накручивается на объектив», — скажут многие и будут не совсем правы или совсем не правы. Такое определение освещает форму, а не назначение такой важной вещи, как светофильтр.

Главное назначение светофильтра – это изменение (поглощает, поляризует, преломляет) направленного в объектив камеры светового потока. В связи с этим изменением светового потока может поменяться цветовая гамма снимка или создаться неповторимый световой или цветовой художественный эффект.

Давайте разберем, какие существуют типы светофильтров. Их довольно много, классификаций также немало, но я предлагаю остановиться на разборе основных, наиболее часто применяемых в фотографии.

Основные преимущества применения светофильтров заключаются в том, что можно достичь известных эффектов на снимке с помощью насадки, которая (за исключением призматических фильтров и некоторых со специальным эффектом искажения) не изменяет оптическую схему объектива, что позволяет избежать появления нежелательных эффектов вроде хроматических аберраций, оптических искажений и т.п.

Стоит отметить, что светофильтры бывают не только резьбовые, накручивающиеся на объектив зеркального фотоаппарата, но и встроенные в матрицу компактных камер. В частности, это инфракрасные, фильтры цветоделения и низких частот. Действие их достаточно сложно и не требует вмешательства пользователя, поэтому я не буду подробно останавливаться на описании их работы.

Также особняком стоят тепловые, или теплозащитные фильтры. Их назначение – поглощение тепла инфракрасного характера, которое особенно вредно при микросъемке биологических объектов, которые могут нагреваться от воздействия съемочного оборудования и естественных факторов.

Однако большая часть фильтров менее экзотична. В основе их действия лежат физические принципы, которые отражены в их названиях, как то: интерференционные (отсекающие часть спектра), абсорбционные (поглощающие различные лучи светового спектра), поляризационные (позволяющие производить постобработку освещения на фотографии), отражательные (принцип действия схож с абсорбционными, но отсутствуют хроматические аберрации, дисперсные (расщепляющие свет на пучок радужных лучей). При этом важное значение имеет материал, из которого сделан фильтр.

Из каких же веществ производят фильтры? Самыми долговечными и прочными являются стеклянные фильтры. Они имеют самые устойчивые, не меняющиеся с течением времени характеристики. Однако из-за сложности их окрашивания распространение получили желатиновые и пластиковые светофильтры.

Желатин как вещество не слишком прочное и быстро теряющее окраску сегодня используется реже, а вот пластиковые светофильтры занимают уверенную позицию на рынке светофильтров во всем мире. Совсем уж редко и преимущественно в научных целях используются жидкостные светофильтры, представляющие собой линзовидный сосуд, наполненный особой жидкостью.

Основная масса общеупотребимых фильтров называется съемочными светофильтрами. Среди них выделяют светофильтры общего назначения и эффектные фильтры.

Светофильтрами общего назначения, считаются защитные, ультрафиолетовые, поляризационные, нейтрально-серые и скайлайт-фильтры.

— Защитный фильтр используется в качестве протекции передней линзы объектива от механических повреждений и пыли. Обычно на него нанесено многослойное просветление. Защитный фильтр визуально никак не влияет на получаемое изображение. Обычно в качестве защитного используется ультрафиолетовый светофильтр.

— Ультрафиолетовые фильтры в обычных условиях равнозначны защитным, однако в местах, где встречается повышенный уровень ультрафиолетового излучения (в горах или на море), фильтр защитит матрицу фотоаппарата или пленку от его воздействия. Свойства изображения при этом немного изменятся: уйдет избыток синевы, а само изображение станет чуть более контрастным.

— Поляризационные фильтры применяют для устранения бликов и насыщенности красок неба или воды. При этом воздействие на другие участки кадра не производится. Поэтому поляризационные фильтры пользуются особой любовью фотографов-пейзажистов.

— Нейтрально-серые фильтры позволяют корректировать выдержку и экспозицию за счет задержки густо окрашенной массой стекла части светового потока. Таким образом снижается светосила объектива. Путем применения нейтрально-серого светофильтра можно добиться размытия фона при прикрытой диафрагме или создания эффекта движения при коротких выдержках.

— Светофильтры с надписью “skylight” немного смягчают холодные оттенки на изображении за счет своей слабой розовой окраски. Это оказывает хорошее действие на снимки, сделанные в пасмурную погоду или в дождь.

Как я уже писал выше, Вы должны помнить, что светофильтры общего назначения почти не изменяют изображение. Для достижения хоть сколько-нибудь значительных эффектов, заметных глазу, стоит обратить свое внимание на эффектные светофильтры.

Это:
— софт-фильтры, смягчающие изображение;
— туманные фильтры, покрывающие изображение эффектной туманной дымкой;
— радужные, создающие эффект радуги вокруг источников света;
— цветные, в том числе и многоцветные, изменяющие палитру изображения;
— синтезированные голографические, образующие особой формы пятна и блики вокруг источников света. В частности, наиболее известны среди них звездные светофильтры, создающие восьми- или четырехлучевые блики, похожие на звезды и т.п.

Кроме того, из-за схожего способа применения к светофильтрам иногда относят насадочные линзы, в частности, полулинзы, конвертеры и насадки для макросъемки.

Полулинза применяется в макросъемке для создания двух точек фокусировки одновременно на одном изображении. Этот способ очень помогает, когда глубина резкости изображаемого пространства, которая при макросъемке мизерна, не позволяет охватить все необходимые объекты.

Макролинзы – это бюджетная, но не слишком удачная замена макрообъективу. С ее использованием можно получить макроснимки на объективах с небольшим фокусным расстоянием, например, 50, однако по большей части макролинзы, особенно с большими диоптриями (колеблющимися от +1 до +10), дают значительные искажения изображения, например, хроматические аберрации.

Конвертеры делятся на макро- (почти аналогичные макронасадкам) и широкоугольные. За счет использования последних достигается эффект уменьшения фокусного расстояния.

Как же определить, какой светофильтр где, ведь многие из них очень похожи друг на друга? Вот список основных англоязычных обозначений на фильтрах:

UV — ультрафиолетовый;
C-PL – циркулярный поляризационный;
Fog, Fogeller – туманный;
Macro Adaptor – макроадаптор;
Macro, Close-up — макролинза;
ND – нейтрально-серый;
Pro, Protector – защитный;
Soft – софт-фильтр;
Star – звездный;
Sky – skylight;
Wide angle – широкоугольный адаптер.

В качестве вывода хочется пожелать читателю лично познакомиться с каждым видом светофильтров, потому что к фотографии идеально применим принцип «один раз увидеть». Пока не сделаешь энное количеств кадров с каждой насадкой, не прочувствуешь эффект, даримый каждой из них.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *