Война форматов: RAW или JPEG ?

Вопрос, в каком формате сохранять фотографии — RAW или JPEG — знаком каждому, кто не единожды держал в руках фотокамеру. Однако чем именно отличаются эти форматы и какой из них лучше, знает и может вразумительно объяснить далеко не каждый фотолюбитель.

Давайте попробуем разобраться что такое RAW и JPEG, и с чем их едят:)

Итак, RAW представляет собой внутренний формат камеры, это необработанные данные, полученные напрямую с матрицы. По сути, это полуфабрикат, «цифровой негатив», не предназначенный для просмотра. Фотография, сохраненная в JPEG, это уже готовая «к употреблению» картинка, ее можно вывести на печать, отослать друзьям и близким, рассматривать и любоваться. Начинающие фотолюбители здесь воскликнут: «Так зачем же возиться с этим таинственным RAW, если вот она, картинка в JPEG — уже готовая и замечательная сама по себе?»

Давайте беспристрастно сравним и разберемся, чем один формат лучше или хуже другого.

Преимущества формата JPEG:
• Фотография сразу после съемки готова к печати и просмотру.
• Фотография, сохраненная в JPEG, весит совсем немного.
• Для обработки фотографии в JPEG не нужны особые программы, на снимке уже отрегулирована яркость и контрастность.

Сразу отметим, что RAW всех этих преимуществ не имеет. Фотография в этом формате весит в 3-4 раза больше снимка в JPEG, а для ее обработки («проявки») необходимы специальные программы. Так в чем же преимущества формата RAW и есть ли они вообще? Конечно есть, и их совокупность представляет собой весомый повод, для того чтобы задуматься, какой же из форматов использовать.

Преимущества формата RAW:
• Фотография сохраняется без каких-либо потерь в качестве.
• Фотография сохраняет больше градаций полутонов, таким образом имеет большую разрядность.
• Большинство фотокамер, однако, не все, сохраняет снимки в RAW до цветокоррекции, шумоподавления и увеличения резкости.
• Снимки в формате RAW сохраняются до цветоделения.

Поясним о цветоделении. Дело в том, что каждый пиксел Байеровской матрицы «видит» только 1 цвет — красный, синий или зеленый.

Объем этих данных составляет порядка 10-12 бит — именно эта информация сохраняется в виде RAW файла. Цвет пикселя на картинке после «проявки» получается интерполяцией его значения и значений соседних пикселей (суть интерполяции — в использовании уже имеющихся данных для того, чтобы получить ожидаемые значения в неизвестных точках). Если необходимо сохранить 24-битное JPEG-изображение, то перед сохранением изображения зафиксированные цвета распределяются по трем цветовым каналам.

В итоге, зачем же тратить вечера на обработку и «проявку» RAW файлов, если камера сама все это сделает в процессе съемки и выдаст готовый JPEG файл, пригодный для печати или публикации на Flickr’e? Для тех, кому преимущества формата RAW до сих пор кажутся излишними «тонкостями» для профи, необходимо пояснить на примере.

Итак, некий начинающий фотограф, пусть его зовут Дмитрий, поехал в отпуск на море, не заморачивается и снимает все вокруг себя в JPEG. Отпуск закончился, снимков получилось много, но при просмотре выясняется — на многих снимках завален горизонт, на других вместо синего неба — белое, другие снимки получились чересчур желтыми или излишне темными.

Что же делать? Отпуска не вернешь, а хочется, чтобы фотографии было не стыдно показать друзьям. Многие недостатки Дмитрий поправил в фотошопе, поэкспериментировав с кривыми, однако и фотошоп не всемогущ. Можно только дать нашему начинающему фотографу совет на будущее — нужно просто думать перед тем, как снять тот или иной кадр, и потратить чуть больше времени при съемке и грамотно настроить камеру. Если Вы хотите получить действительно качественные фотографии, нужно снимать несколько дублей с разным балансом белого и выставленной экспозицией. Таким образом, уже кажется сомнительным преимущество JPEG в размере файла. Для качественных снимков все равно придется запасаться флэшкой.

Для чего непригоден RAW?

Поскольку в буфер камеры помещается небольшое число снимков в формате RAW и «думает» камера гораздо дольше, сохраняя снимок, для съемки репортажных фотографий RAW не очень удобен.

Не стоит тратить время и на съемку всевозможных «пьянок» в RAW — в большинстве случаев такие однодневные снимки будут никому не нужны уже через пару-тройку дней. Кроме того, на снимке 15×20 сантиметров мало кто заметит разницу между RAW и JPEG. И это легко доказать.

Возьмем для примера тестовую сцену:

Отснимем и отпечатаем фотографии с деталями сцены. Слева — RAW после «проявки», справа — нетронутый фотошопом JPEG. Снимки не подвергались никакой обработке.







После внимательного рассмотрения снимков видно, что RAW обеспечивает превосходную четкость, наиболее заметную в областях с такими мелкими деталями, как перья. RAW обеспечивает и гораздо большую контрастность, особенно в темных областях изображения.

Однако если дать посмотреть снимки обычному человеку, он найдет их полностью идентичными друг другу, он не будет брать лупу и рассматривать их. То есть если Вы планируете снимать не для масштабных плакатов, а всего лишь для домашнего фотоальбома, то стоит выбрать формат JPEG.

Таким образом, к чему мы пришли? Тот, кто выбирает при съемке JPEG, должен думать перед нажатием спусковой кнопки и предварительно тщательно настраивать камеру. Тот, кто предпочтет снимать в RAW, напротив, будет ограничен в скорости съёмки, да и количестве кадров, но зато может подумать над кадром уже после съёмки.

Читайте также:

комментария 3

  1. инспектор 22:

    очень полезно

  2. Ex:

    не знал. я теперь действительно задумаюсь…..
    Спасибо за толковую и доступную информацию!

  3. прохожий:

    забавная статья, как будто написанная женщиной…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *